Роторы

Ротор нужен для осуществления вращения бурильной колонны (подвешенной), он также необходим при бурении забойными двигателями (с его помощью осуществляется восприятие реактивного крутящего момента) и при проворачивании инструмента в ходе ловильных работ. Роторы также эффективны при поддержании обсадных труб или бурильных колонн на весу.

Роторы выглядят как конический редуктор с зубцами. Коническое колесо аппарата соединено со столом и насажено на втулку, а ось стола расположена по оси скважины. Ротор так же используют для свинчивания и развинчивания труб.

Ротор - один из основных механизмов буровой установки, поэтому существует несколько его классификаций.

Роторы могут различаться по диаметру проходного отверстия, по мощности и по допускаемой статистической нагрузке.

Известна классификация по конструкторской характеристике : роторы неподвижные и перемещающиеся возвратно-поступательно относительно устья скважины. Перемещение происходит в вертикальном направлении.

Важнейшая технологическая компонента ротора - привод.
Привод может запускаться посредством:

  • цепных, карданных и зубчатых передач от буровой лебедки
  • индивидуального двигателя
  • коробки смены передач

Привод ротора обусловливает различное изменение скоростей и моментов вращения.
Оно может быть:

  • ступенчатым
  • непрерывно-ступенчатым
  • непрерывным

В буровых установках привод ротора управляется с помощью цепной трансмиссии от лебедки или КПП карданной передачи. При установке лебедки ниже пола буровой управление осуществляется дополнительной трансмиссией от лебедки.

Состав роторной установки:
Ротор состоит из станины с расточкой для стакана со смонтированным приводным валом. На столе и станине ротора расположены кольцевые проточки. Они образуют лабиринтные уплотнения для защиты масляной ванны от попадания в нее раствора. В станине так же установлен упорный подшипник, а снизу - вспомогательный подшипник. Вспомогательный подшипник ротора предназначен для центрирования стола ротора и восприятия направленных вверх нагрузок. Снизу установлено специальное лабиринтное колесо, предохраняющее попадание раствора в масляную ванну.

Ротор – один из важнейших узлов установок для бурения скважин на нефть и газ. Назначение -  для вращения бурильного инструмента и поддержания колонны бурильных труб при бурении скважин. Роторы изготавливаются трех типоразмеров, включая ротор Р-1260, спроектированный для бурения на шельфе.

Конструктивные особенности: Надежное лабиринтное уплотнение масляной ванны защищает её от попадания глинистого раствора, при этом повышается срок службы зубчатой пары и основной опоры стола.
Стопорное устройство фиксирует стол, позволяя уменьшить износ зубчатой пары, увеличить срок службы опор.
Конические зубчатые колеса имеют тангенциальный зуб с углом спирали 30°, за счет чего повышается точность и плавность зацепления, обеспечивается бесшумная работа.
Литая станина приспособлена для установки и крепления пневматического клиньевого захвата. Это позволяет механизировать захват и освобождать колонны бурильных и обсадных труб при выполнении спускоподъемных операций.

 

Основные параметры
Тип ротора
Р-700
Р-950
Р-1260
Допускаемая статическая нагрузка на стол ротора, кН
5000
6300
8000
Статический крутящий момент на столе ротора, Кн*м
80
120
180
Частота вращения стола ротора, с (об/мин), не более
5,83 (350)
5,83 (350)
5,83 (350)
Передаточное число от приводного вала до стола ротора
3,61
3,81
3,96
Расстояние от оси ротора до оси первого ряда зубьев звездочки, мм
1353
1353
1651
Масса (без вкладыша), кг
4790
7000
9460
Размеры, мм:
А
2270
2425
2910
Б
680
750
800
В
740
875
1070
Г
1945
2065
2535
Д
1545
1850
2230
Е
305
330
360
Ж
1200
1550
1930
И
775
925
1115
К
2010
2165
2630
Л
1270
-
-
В1
665
765
1000